Выполнение погрузочно-разгрузочных работ
Перевозка грузов автотранспортов включает подъем на борт и выгрузку из машины предмета перевозки в пункте прибытия. Для этого используется помощь шофера при его согласии и при условии, что груз весом до 50 кг. При перевозке крупной партии грузов или негабаритного тяжелого предмета нужно составлять отдельный договор на выполнение погрузочно-разгрузочных работ (ПРР) с участием грузчиков или спецтехники транспортной компании. В некоторых случаях эти условия прописываются в основном договоре на предоставление экспедиторских услуг.
Требования к организации погрузочно-разгрузочных работ
Для перевозки генеральных, сборных, опасных, режимных и стандартных грузов используются разные виды автотранспорта. Некоторые фуры оснащены подъемным механизмом, в таком случае для загрузки и выгрузки груза используется ручная сила грузчиков или автопогрузчик.
Способы погрузки-выгрузки подбираются, учитывая требования СНИП, чтобы обеспечить безопасность рабочим, а также не повредить груз при проведении работ.
Основные требования включают:
- механизация работы с обеспечением безопасности операций по подъему грузов;
- при перемещении предметов необходимо использовать сигнализацию, знаки и другие оповещения в зоне работ, на ней не должны присутствовать посторонние, а в машине люди;
- правильная расстановка груза на платформе с закреплением тары и паллетов для избегания падения или повреждения при перевозке;
- точность выполнения работ в охранных зонах энергоснабжения и коммуникаций.
Погрузочно-разгрузочные манипуляции разрешено проводить только в подготовленной отдельной зоне, где достаточно места для разворота и проезда техники, работы грузчиков. При погрузке-выгрузке груза, весом от 80-500 кг используется механизированная техника и подъемные механизмы. Для единиц, массой до 50 кг, применяется ручная сила грузчиков. Если груз весом свыше 500 кг – используется манипулятор.
Важным требованием при ПРР является разработка схем строповки. Они отличаются, в зависимости от веса, формы и типа грузов. Если данные неизвестны и нет схемы, работы проводятся только в присутствии и под ответственность заказчика.
Условия и особые требования к ПРР продукции
Разные виды груза, в зависимости от объема, веса, количества и состава перевозятся отдельными видами транспорта – газелями на 1,5 – 5 т, фурами на 10-20 т, тралами, крытыми, открытыми машинами, изотермами или рефрижераторами.
Выполняя погрузку тары, следует обеспечить такие условия, согласно СНИП:
- допускается загрузка тары, вес которой не превышает номинальные значения для каждого вида транспорта;
- выбирается способ погрузки-разгрузки, исключающий деформацию тары и повреждение содержимого;
- груз располагается до уровня бортов грузовика;
- тара в штабелях, должны быть с закрытыми стенками;
- нельзя перемещать тару волоком или кантованием;
- тару следует закреплять, чтобы избежать ее перемещение, а также надежно закрывать упаковку, чтобы исключить ее раскрывание при погрузке или выгрузке.
Грузы могут перевозиться в мешках, коробках, ящиках, упакованные на паллетах или в связках. Длинномерные, негабаритные колющие и нестандартные грузы, как древесина, арматура, металлические конструкции, железные прутья и другие грузы, которые нельзя упаковать, перед погрузкой связываются для надежности закрепления на механизированной технике. При этом важно обеспечить простой захват связки, чтобы избежать ее разрыва и рассыпания тяжелых опасных предметов во время проведения ПРР.
Ответственный сотрудник, который отвечает за безопасное проведение ПРР, выбирает способ перемещения грузов и спецтехнику, выбирает места складирования, учитывает нормы охраны труда, безопасность операций и сохранности груза.
При составлении договора на погрузочно-разгрузочные работы вся ответственность за своевременное, правильное и безопасное перемещение, погрузку и разгрузку груза, его сохранность и невредимость лежит на перевозчике. В случае ошибок он несет материальную ответственность.