Грузоперевозки автотранспортом по Москве и области
Поиск по сайту

Беспилотные грузовики в России: первые испытания

18 апреля 2018

Беспилотные транспортные средства постепенно завоевывают рынок. Первые прототипы были представлены достаточно давно заводами из США и Японии. Компания Uber модернизировала Volvo XC90, а Toyota создала микроавтобус Estima. В качестве разработчиков и создателей выступают такие компании, как Google, Tesla, DENA, Ford и другие ведущие лидеры автомобильного производства.

Наряду с ними, Россия занимается разработкой и производством беспилотных грузовых автомобилей, которые будут предназначены для транспортировки разнообразных грузов. Решением это задачи занимается крупнейший завод-изготовитель Камаз. Разработкой беспилотных автомобилей занимаются и другие компании: Cognitive Technologies, Volgabus.

КАМАЗ грузоперевозки

Весной-летом 2018 года в России будут проведены испытания беспилотных грузовых автомобилей.

Что ждет технологию беспилотных авто в России?

Российские производители не отступают от зарубежных коллег. Компания Cognitive Technologies не только разработала прототипы, но успела провести тестовые заезды.

Испытательные полигоны для 13 автомобилей Cognitive Technologies находятся в различных странах, это: США, Китай, Япония, страны Европы. Соответственно, отслеживается поведение машин в различных погодных условиях и при разнообразных обстоятельствах на дорогах — при плохой видимости, например, в тумане, в ночной промежуток времени, дожде и снегопаде. Сейчас ведутся работы по оптимизации, в результате чего искусственный интеллект сможет принимать более правильные, подходящие решения.

Беспилотный пассажирский транспорт МатрешкаБеспилотный пассажирский транспорт — еще одно новое веяние. Проект, получивший название «Матрешка» представляет собой полноценный автобус, но у него отсутствует привычная кабина водителя, машина получила оригинальный кузов.

Всем управляет искусственный интеллект. Места в салоне хватает на 12 человек. Предусмотрено 6 сидячих и стоячих мест, соответственно. Тут же находится компьютерный экран, но на нем отображается видео с камер наблюдения, а впоследствии это будет заменено на интерактивную карту маршрута движения.

«Матрешка» оснащена шестью камерами, но в рамках теста может использовать только две из них. Производители интегрировали:

  • система распознавания;
  • сонары;
  • GPS (ГЛОНАСС в качестве вспомогательной системы).

Система распознавания «Матрешки» находится на стадии доработки, хотя человеческий силуэт уже распознается искусственным интеллектом.

Российский беспилотный грузовик

Передвижение транспортного средства при отсутствии водителя — сложная задача. Именно по этой причине для тестирования создается отдельный участок, что позволит минимизировать риски во время испытаний. Для этого строится дорога из Набережных Челнов до Казани.

Представители завода Камаз сообщают, что у них ведется работа над проектом, получившим название «Одиссей» — беспилотные грузовики, предназначенные для выполнения задач на внутризаводских маршрутах. Транспортные средства будут эксплуатироваться для того, чтобы перевозить элементы грузовиков с прессово-рамного завода до автомобильного.

Представители Камаза в прошлом году говорили и о том, что с 2022 по 2024 год должен появиться беспилотный магистральный тягач. Его производством займется именно челнинский завод. Сейчас планируется реализовать дополнительный диспетчерский пост для дистанционного управления (в случае необходимости), а также мониторинга передвижения транспортного средства.

Важнейшей проблемой на текущий момент остается отсутствие необходимых законодательных актов, способных регулировать особенности передвижения беспилотных грузовиков. Несмотря на это Дмитрий Медведев подписал правительственное распоряжение, в соответствии с которым была утверждена дорожная карта. С 2018 по 2035 планируется реализовать более 75 мероприятий.

Беспилотный Камаз

Прототип беспилотного грузовика уже изготовлен и готовится к своим испытаниям. В качестве его «прародителя» выступает дизельная модель Камаза 43083. В автомобили-беспилотники интегрированы 4 вида различных сенсоров, которые отвечают за наблюдение, измерение расстояния между объектами и многое другое. Ключевыми элементами Камаза являются:

  • видеокамеры;
  • радары;
  • лазерные дальномеры;
  • сонары;
  • промышленные передатчики Wi-Fi, 4G.

С помощью перечисленных элементов в головной компьютер беспилотного грузовика в реальном будет поступать информация времени о параметрах движения. На основе полученной информации принимается решение, например, о выполнении маневра.

Главный конструктор НТЦ завода Камаз Сергей Назаренко описывает алгоритм эксплуатации грузовика следующим образом: На прессово-рамном заводе грузовик загружается кабинами посредством погрузчика и затем, получив команду, самостоятельно отправляется по заданному маршруту на другой завод. Попадая в цех автомобильного завода, он паркуется на заданном месте и ждет разгрузки. Затем грузовик отправляется обратно и повторяет заданные операции. Как отмечают представители, специалисты сейчас занимаются над дополнительными задачами в рамках развития интеллектуальных транспортных систем.

Камаз беспилотный грузовик

По состоянию на текущий момент беспилотный грузовик Камаз готовится к испытаниям и калибруется. К концу года завод должен представить аналогичный транспорт на электроходе.

Первые испытания беспилотного грузовика Камаз стартуют весной-летом 2018 года, а с начала 2019 будут проводиться полноценные.

Итоги

Беспилотные автомобили и новости о них появляются регулярно, многие компании разрабатывают собственные прототипы. К сожалению, до появления такого транспорта на дорогах России придется подождать, как минимум, пока не появятся законы, способные регулировать движение таких автомобилей. Их использование для решения логистических задач позволит транспортным компаниям существенно экономить при грузоперевозке и направить эти финансы в другое русло. Хотя даже об ориентировочной стоимости беспилотных грузовиков пока ничего не известно.

В целом, основные работы по созданию интеллекта, способного адекватно реагировать на ситуацию на дороге, можно считать завершенными. Многие компании находятся на завершающей, но самой важной стадии — тестировании и выявлении неполадок в работе. Грузовые автомобили, вроде «Одиссея» от Камаза и «Матрешки» являются своеобразным ноу-хау и отечественным эксклюзивом и можно предположить, что любые из наших видов транспорта (фуры, камазы, грузовики и др.) вскоре тоже обзаведутся своим ИИ.